44-метровая стела символизирует волю к возрождению армянского народа[3]. Вдоль всей стелы от основания до вершины тянется глубокий вырез или разлом, разделяющий её на две части. Стела символизирует расколотый армянский народ, меньшая часть которого живёт в Армении, а большая — в диаспоре.
Рядом со стелой находится усечённый конус из двенадцати больших каменных плит. В его центре, на глубине 1,5 метров горит вечный огонь. Существует расхожее мнение, что плиты символизируют собой 12 провинций, в которых в основном происходила резня. Или же с количеством вилайетов, которые согласно Севрскому договору должны были быть переданы Армении, хотя этих вилайетов, на самом деле, было меньше. Иногда число 12 связывают с количеством апостолов. Однако, Сашур Калашян, один из архитекторов комплекса, объясняет, выбор числа 12 следующим образом: В процессе проектирования мы пробовали комбинации из 4, 6, 8, 12 и 16. Перед нами стояла эстетическая задача и только.
Калашян, объясняя символизм постамента указывает, что он «как бы огромная надгробная плита в память безвинно погибших. И поскольку боль утраты жива и сегодня, то плита эта, словно не заживающая рана, дала трещину и раскрыла перед нами бездну полную горя».[3]
Там же, рядом со стелой находится стометровая Стена траура с названиями местностей (городов и деревень), по которым проходил путь депортированных во время геноцида армян. Начиная с 1996 года с обратной стороны в Стену замуровываются урны с землёй, привезённой с могил политических и общественных деятелей, которые подняли голос протеста против Геноцида армян. Среди них — Армин Вегнер, Хедвиг Бюль, Генри Моргентау, Франц Верфель, Йоханнес Лепсиус и виконт Джеймс Брайс.

Оставить комментарий